1. Введение

Профилизация учебного предмета «Информатика» направлена на усиление его практико-ориентированной составляющей и формирование у учащихся профессиональных компетенций, необходимых для работы оператором ЭВМ. Данные рекомендации помогут преподавателям адаптировать содержание учебной программы по учебному предмету «Информатика» к требованиям, предъявляемым к профессии оператора ЭВМ.

  1. Алгоритм профилизации

2.1. Анализ профессиональных и универсальных компетенций

На основе образовательного стандарта специальности 4-02-0713-01 «Обслуживание и ремонт вычислительных машин» следует выделить:

  • профессиональные компетенции, связанные с информатикой (ПК-1 владеть методикой создания и обработки текстовой и табличной информации; ПК-2 осуществлять обработку информации на компьютере; ПК-3 осуществлять ввод информации в компьютер; ПК-4 Сохранять информацию на различных носителях; ПК-8 Выполнять поиск информации в глобальной компьютерной сети Интернет; ПК-9 Выполнять техническую обработку и размещение информационных ресурсов в глобальной компьютерной сети Интернет, работать с электронной почтой; ПК-11 Выполнять ведение информационных баз данных; ПК-22 Использовать методы и технологии защиты компьютерной информации; ПК-42 использовать информационные технологии для решения профессиональных задач и др.)
  • универсальные компетенции(УК-2 владеть основами информационной культуры общества; УК-3 использовать базовые программные решения и глобальную компьютерную сеть Интернет в профессиональных целях и др.).

2.2. Анализ содержания учебных программ

  • Сравнить содержание учебной программы «Информатика» (модуль «Естественно-математический») с учебными программами по учебным предметам модуля «Квалификационный»: «Основы вычислительной техники», «Электронный офис», «Компьютерные сети», «Операционные системы», «Производственное обучение» и др.
  • Выявить темы, которые могут быть усилены за счет профессионального контекста «Алгоритмы обработки массивов», «Хранение и обработка информации в базах данных», «Структурная схема компьютера», «Создание веб-страниц», «Компьютерное моделирование»).

2.3. Выявление межпредметных связей

Определить, как учебный предмет «Информатика» связан с учебными предметами модуля «Квалификационный»  (например, «Электронный офис»: создание компьютерных информационных моделей с использованием текстового редактора MS Word, электронных таблиц MS Excel; создание объектов (таблицы, запросы, формы, отчеты) в СУБД  Access) и т.д.

  1. Профилизация учебного предмета «Информатика»

Адаптация содержания учебного материала:

3.1. Приведение примеров применения информатики в профессии:

при изучении языка программирования Pascal - ввод и вывод элементов массива, выполнение арифметических действий над элементами массива;

при изучении систем управления базами данных - создание и связывание таблиц базы данных, создание отчетов, форм, запросов;

при изучении  языка гипертекстовой разметки HTML - создание и редактирование фрагмента сайта из нескольких страниц, связанных гиперссылками;

при изучении компьютерного моделирования - решение задач с помощью компьютерных информационных моделей.

3.2. Формулировка профессионально-ориентированных заданий:

  • использование терминов:алгоритм, массив, база данных, функция, относительные, абсолютные и смешанные ссылки, теги, моделирование и т.д.;
  • реальные данные: «Создание базы данных предприятия»,
  • расчет стоимости с учетом скидки на приобретение компьютерного оборудования;
  • разработка и редактирование фрагментов тематических сайтов и др.;
  • моделирование ситуаций: «Создайте базу данных предприятия», «Рассчитайте стоимость с учетом скидки на приобретение компьютерного оборудования», «Разработайте и отредактируйте фрагменты тематических сайтов»
  • разработайте компьютерную информационную модель в программе MS Word «Классификация программного обеспечения персонального компьютера».
  • составьте программу на языке программирования Pascal для расчета стоимости внешних запоминающих устройств ПК.

3.3. Использование инструментов обработки информации:

  • создание компьютерных информационных моделей в текстовом редакторе MS Word;
  • создание компьютерных информационных моделей с использованием электронных таблиц Excel;
  • создание баз данных с использованием MS Access;
  • создание компьютерных информационных моделей с использование графических редакторов;
  • использование языка гипертекстовой разметки HTML для создания веб-страниц;

Pascal для решения профессиональных задач.

3.4. Разработка контрольно-измерительных материалов:

  • текущий контроль: решение профессионально ориентированных задач;
  • промежуточный контроль: мини-проекты с применением профессиональных навыков, тестовые задания профессиональной направленности и др.
  • итоговый контроль: задания для контрольной работы.
  1. Мотивация к будущей профессиональной деятельности

4.1. Обоснование значимости изучения тем учебного предмета «Информатика»:

  • знание и умение владеть СУБД MS Access необходимы для создания баз данных предприятий и организаций;
  • знание и умение использовать язык программирования Pascal необходимы для решения профессиональных задач, что в свою очередь повысит конкурентоспособность будущего работника;
  • знание и умение использовать компьютерные информационные модели с помощью офисных приложений необходимы для решения практических задач;
  • знание и умение работать с языком гипертекстовой разметки HTML позволяет создавать веб-страницы;
    • Метод проектов:
  • на этапе текущего контроля:

«Информатика в профессии оператора ЭВМ»;

«Использование функций Excel при вычислениях различного характера» и т.д.

  • на этапе промежуточного контроля:

«Оптимизация затрат на обслуживание компьютерной техники» (расчеты в MS Excel) и т.д.

  • на этапе итогового контроля:

разработка индивидуального проекта по созданию web-сайта, квест-игра: «Информатика в шутку и в серьез».

 

  1. Заключение

Профилизация учебного предмета «Информатика» позволяет повысить мотивацию учащихся и подготовить их к решению профессиональных задач.

Рекомендуется:

  • Постепенно внедрять изменения в образовательный процесс;
  • Использовать инструменты обработки информации для решения профессионально ориентированных заданий;
  • Разрабатывать контрольно-измерительные материалы с учетом профессионального контекста.