- Введение
Профилизация учебного предмета «Математика» направлена на усиление его практико-ориентированной составляющей и формирование у учащихся профессиональных компетенций, необходимых для работы оператором ЭВМ. Данные рекомендации помогут преподавателям адаптировать содержание учебной программы по учебному предмету «Математика» к требованиям, предъявляемым к профессии оператора ЭВМ.
- Алгоритм профилизации
2.1. Анализ профессиональных и универсальных компетенций
На основе образовательного стандарта специальности 4-02-0713-01 «Обслуживание и ремонт вычислительных машин» следует выделить:
- профессиональные компетенции, связанные с математикой (ПК-1 владеть методикой создания и обработки текстовой и табличной информации; ПК-2 осуществлять обработку информации на компьютере; ПК-3. осуществлять ввод информации в компьютер; ПК-42 использовать информационные технологии для решения профессиональных задач и др.)
- универсальные компетенции(УК-2 владеть основами информационной культуры общества; УК-3 использовать базовые программные решения и глобальную компьютерную сеть Интернет в профессиональных целях и др.).
2.2. Анализ содержания учебных программ
- Сравнить содержание учебной программы «Математика» (модуль «Естественно-математический») с учебными программами по учебным предметам модуля «Квалификационный»: «Основы вычислительной техники», «Электронный офис», «Производственное обучение» и др.
- Выявить темы, которые могут быть усилены за счет профессионального контекста («Показательная функция», «Показательные уравнения», «Логарифмическая функция» и др.).
2.3. Выявление межпредметных связей
Определить, как учебный предмет «Математика» связан с учебными предметами модуля «Квалификационный» (например, «Основы вычислительной техники»: перевод чисел в различные системы счисления, вычисления объема передачи информации и т.д.; «Производственное обучение»: вычисление процента от числа, нахождение max, min значения, построение графиков функций, нахождение значения функции в точке и т.д.).
- Профилизация учебного предмета «Математика»
Адаптация содержания учебного материала:
3.1. Приведение примеров применения математики в профессии:
- при изучении функций – анализ графиков производительности процессора;
- при изучении процентов – расчет износа оборудования;
- при изучении элементов статистики – обработка данных диагностики персонального компьютера;
- при изучении логарифмов – вычисление объема передачи информации и др.
3.2. Формулировка профессионально-ориентированных заданий:
- использование терминов:пропускная способность, коэффициент полезного действия и т.д.;
- реальные данные: расчет стоимости ремонта, расчет стоимости оказанных услуг оператором ЭВМ, анализ статистики отказов оборудования и др.;
- моделирование ситуаций: «Рассчитайте оптимальное время обслуживания сервера на основе функции нагрузки», «Рассчитайте стоимость оказанных услуг оператором ЭВМ в копи-центре», «Постройте функцию роста доходов IT-компании».
3.3. Использование инструментов обработки информации:
- Excel: вычисления (формулы, сводные таблицы);
- Word: оформление отчетов по расчетам;
- Excel: построение графиков и диаграммы.
3.4. Разработка контрольно-измерительных материалов:
- текущий контроль: решение профессионально ориентированных задач;
- промежуточный контроль: мини-проекты с применением профессиональных навыков, тестовые задания профессиональной направленности и др.
- Мотивация к будущей профессиональной деятельности
4.1. Обоснование значимости изучения тем учебного предмета «Математика»:
«Знание функций поможет прогнозировать рост доходов предприятия…»;
«Статистика нужна для прогнозирования поломок оборудования, спроса на оказание услуг оператора ЭВМ и т.д.»;
«Умение использовать формулы при вычислении позволит успешно выполнять профессиональные задачи» и др.
- Метод проектов:
- на этапе текущего контроля:
«Математика в профессии оператора ЭВМ»;
«Использование логарифмической функции при вычислении объема информации»;
«Использование показательной функции при переводе чисел в различные системы счисления» и т.д.
- на этапе промежуточного контроля:
«Оптимизация затрат на обслуживание компьютерной техники» (расчеты + Excel);
«Анализ эффективности работы сети» (графики + статистика);
«Прогнозирование роста прибыли IT-компании» и т.д.
- Заключение
Профилизация учебного предмета «Математика» позволяет повысить мотивацию учащихся и подготовить их к решению профессиональных задач.
Рекомендуется:
- Постепенно внедрять изменения в образовательный процесс;
- Проводить учебные занятия по учебному предмету «Математика» в компьютерных классах для обеспечения возможности использования компьютеров для решения профессионально ориентированных задач;
- Использовать инструменты обработки информации для решения профессионально ориентированных заданий;
- Разрабатывать контрольно-измерительные материалы с учетом профессионального контекста.