1. Введение

Профилизация учебного предмета «Математика» направлена на усиление его практико-ориентированной составляющей и формирование у учащихся профессиональных компетенций, необходимых для работы оператором ЭВМ. Данные рекомендации помогут преподавателям адаптировать содержание учебной программы по учебному предмету «Математика» к требованиям, предъявляемым к профессии оператора ЭВМ.

  1. Алгоритм профилизации

2.1. Анализ профессиональных и универсальных компетенций

На основе образовательного стандарта специальности 4-02-0713-01 «Обслуживание и ремонт вычислительных машин» следует выделить:

  • профессиональные компетенции, связанные с математикой (ПК-1 владеть методикой создания и обработки текстовой и табличной информации; ПК-2 осуществлять обработку информации на компьютере; ПК-3. осуществлять ввод информации в компьютер; ПК-42 использовать информационные технологии для решения профессиональных задач и др.)
  • универсальные компетенции(УК-2 владеть основами информационной культуры общества; УК-3 использовать базовые программные решения и глобальную компьютерную сеть Интернет в профессиональных целях и др.).

2.2. Анализ содержания учебных программ

  • Сравнить содержание учебной программы «Математика» (модуль «Естественно-математический») с учебными программами по учебным предметам модуля «Квалификационный»: «Основы вычислительной техники», «Электронный офис», «Производственное обучение» и др.
  • Выявить темы, которые могут быть усилены за счет профессионального контекста («Показательная функция», «Показательные уравнения», «Логарифмическая функция» и др.).

2.3. Выявление межпредметных связей

Определить, как учебный предмет «Математика» связан с учебными предметами модуля «Квалификационный» (например, «Основы вычислительной техники»: перевод чисел в различные системы счисления, вычисления объема передачи информации и т.д.; «Производственное обучение»: вычисление процента от числа, нахождение max, min значения, построение графиков функций, нахождение значения функции в точке и т.д.).

 

  1. Профилизация учебного предмета «Математика»

Адаптация содержания учебного материала:

3.1. Приведение примеров применения математики в профессии:

  • при изучении функций – анализ графиков производительности процессора;
  • при изучении процентов – расчет износа оборудования;
  • при изучении элементов статистики – обработка данных диагностики персонального компьютера;
  • при изучении логарифмов – вычисление объема передачи информации и др.

3.2. Формулировка профессионально-ориентированных заданий:

  • использование терминов:пропускная способность, коэффициент полезного действия и т.д.;
  • реальные данные: расчет стоимости ремонта, расчет стоимости оказанных услуг оператором ЭВМ, анализ статистики отказов оборудования и др.;
  • моделирование ситуаций: «Рассчитайте оптимальное время обслуживания сервера на основе функции нагрузки», «Рассчитайте стоимость оказанных услуг оператором ЭВМ в копи-центре», «Постройте функцию роста доходов IT-компании».

3.3. Использование инструментов обработки информации:

  • Excel: вычисления (формулы, сводные таблицы);
  • Word: оформление отчетов по расчетам;
  • Excel: построение графиков и диаграммы.

3.4. Разработка контрольно-измерительных материалов:

  • текущий контроль: решение профессионально ориентированных задач;
  • промежуточный контроль: мини-проекты с применением профессиональных навыков, тестовые задания профессиональной направленности и др.
  1. Мотивация к будущей профессиональной деятельности

4.1. Обоснование значимости изучения тем учебного предмета «Математика»:

«Знание функций поможет прогнозировать рост доходов предприятия…»;

«Статистика нужна для прогнозирования поломок оборудования, спроса на оказание услуг оператора ЭВМ и т.д.»;

«Умение использовать формулы при вычислении позволит успешно  выполнять профессиональные задачи» и др.    

  • Метод проектов:
  • на этапе текущего контроля:

«Математика в профессии оператора ЭВМ»;

«Использование логарифмической функции при вычислении объема информации»;

«Использование показательной функции при переводе чисел в различные системы счисления» и т.д.

  • на этапе промежуточного контроля:

«Оптимизация затрат на обслуживание компьютерной техники» (расчеты + Excel);

«Анализ эффективности работы сети» (графики + статистика);

«Прогнозирование роста прибыли IT-компании» и т.д.

 

  1. Заключение

Профилизация учебного предмета «Математика» позволяет повысить мотивацию учащихся и подготовить их к решению профессиональных задач.

Рекомендуется:

  • Постепенно внедрять изменения в образовательный процесс;
  • Проводить учебные занятия по учебному предмету «Математика» в компьютерных классах для обеспечения возможности использования компьютеров для решения профессионально ориентированных задач;
  • Использовать инструменты обработки информации для решения профессионально ориентированных заданий;
  • Разрабатывать контрольно-измерительные материалы с учетом профессионального контекста.